 О
мастер-классах и творческих встречах...
За семестр или даже месяц я привыкаю к десятку преподавателей, к
их манере изложения материала. В идеале лектор, преподаватель должен совмещать
конферанс и психотерапию, шутки «Аншлага» и вопросы к аудитории: «Вы меня
поняли?», «Вы меня правильно поняли?», «Вы не спите?», «Вы еще не хотите пить и
писать?» и т.д. Выводить из транса, отбивать главные мысли, необходимые для
конспекта: «Теперь запишем: "Мысль изреченная есть ложь”. Есть ложь...
Записали? ОК». Называется — лекция. Одного воспринимают с восторгом, другого со
скукой. Но, в принципе,понимают, что даже скучный — «необходимое зло».
Привыкли.
Однако, случается, приходит человек с неструктурированным
месседжем. Ситуация творческой встречи или мастер-класса. Великий или просто
неплохой художник, не вполне раздвинувший ворота своей крепости, своего
внутреннего мира. В принципе он не обязан, — все что хотел сказать, сказал
своими произведениями. Но, по тем или иным причинам, чаще — материального
характера, вынужден пообщаться с молодым, незнакомым, хамоватым племенем.
Редкие вопросы из зала будят в нем некие ассоциации, зачастую далекие от
прагматики вопроса. Он пытается поделиться, рассказывает какие-то истории,
растекается по древу. Студенты постепенно припухают, после перерыва аудитория
сокращается втрое. В конце редкая кучка теребит маэстро, пытаясь получить ответ
на сакраментальный вопрос или просто автограф. А маэстро, счастливый оттого,
что кончилась пытка, мечтает лишь «уколоться и забыться», покурить и выпить
хотя бы горячего чаю…
О чем то бишь я?
Дорогие студенты, абитуриенты, в общем, рецепиенты, истин
жаждущие! Избавьтесь от иллюзии, что истины будут преподноситься в целлофановой
упаковке с яркими этикетками, даже если вы заплатили за обучение. Невозможно.
Почему?
Во-первых, потому, что, как упоминал выше, «мысль изреченная есть
ложь». Во-вторых, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на
расстояньи». Истины нужно выгрызать. Ломая ногти и зубы. Нужно пытаться
проникнуть в суть вещей сквозь многие и многие слои оберток. Как там у
Маяковского про «тонны словесной руды»…
Это почти невозможно понять сразу, это нужно прожить. Или
прочувствовать, хотя бы отчасти, вглядываясь в отпечаток дороги, который несут
на себе эти люди — художники, ученые Люди, художники, ученые, и т.п., которых
мы приглашаем на встречи.
Дороги, которую вам лишь предстоит пройти.
«Лёгкой
жизни я просил у Бога: Посмотри,
как мрачно все кругом. Бог
ответил: — Подожди немного, Ты ещё
попросишь о другом. Вот уже
кончается дорога, С каждым
годом тоньше жизни нить. Лёгкой
жизни я просил у Бога, Лёгкой
смерти надо бы просить».
И.И.Тхоржевский
В.C.Чутко, зав.каф. кино и
фотоискусства
|